вторник, 9 января 2018 г.

Квартет "Электрон" Танцевальные ритмы. 33Д-00019119-20. Мелодия, 1967


7''
33Д-00019119-20
(с) 1967
Genre/style: instrumental, rock, surf, beat

Солнечные часы
Веселые туристы
Четыре орбиты
Вечерние тени
(музыка В. Приказчикова)




Квартет "Электрон" и его продолжение "Новый электрон" - безусловно, одно из самых ярких явлений советской эстрады конца 1960-х. Причем это не команда, выпустившая один или два миньона и на том почившая. У них этих миньонов, вышедших на фирме "Мелодия", целых пять, плюс появления с неожиданными по своему наполнению темами на патефонных пластинках и нескольких сборниках и сплитах.
Эта пластинка, "Танцевальные ритмы", единственная из всей дискографии ансамбля получила свое название, отчасти предвосхищающая наполнение. Повторюсь: отчасти. Валерию Приказчикову удалось соединить несоединимое - легкую рок-музыку, тогда только начинавшую раздражать дядь в пыльных чиновничьих кабинетах, с действительно востребованной музыкой для танцев, которой почему-то в СССР никогда не могли наиграть и наштамповать в достаточном для всеобщего удовлетворения количестве. С колбасой (во всех смыслах) были проблемы.
К сугубо танцевальным, на мой слух, можно отнести лишь "Солнечные часы". Все остальное лучше слушать вдумчиво, нежели предаваться телодвижениям. Конечно, самая запоминающаяся тема - "Веселые туристы". Сыграно и записано очень легко, безусловно, чувствуется влияние подобной музыки, созданной как в СССР (например, записей киномузыки Александра Зацепина), так и того, что вполне легально проникало за железный занавес, скажем, из ГДР, где настоящими бомбами того времени стали две части знаменитого сборника "Big Beat", увидевшего свет за пару лет до данной пластинки, а также записи The Beach Boys с вражеских голосов. 
Но самое шедевральное - изобретательная концовка "Веселых туристов", где квадрат как-бы заканчивается, интуитивно предполагается уверенная кода, но не тут-то было! 
Неброская "Четыре орбиты" выделяется битовостью, космическими звуками на втором плане, звуком электроорганолы, записанном, правда, очень скромно, будто с сомнениями в правомерности присутствия инструмента в конкретной композиции.
Изысканный, немного искусственный рисунок в пьесе "Вечерние тени" доказывает широкие возможности электрогитары. Интересные ударные, с самого начала, безо всякой претензии на доминирование. Плюс добавляющаяся в конце пьесы словно вкрапление электроорганолы, приходящая из фона и возвращающаяся обратно. Трудно поверить, что настолько убедительная вещь могла быть написана и сыграна в Советском союзе.
В очередной раз не могу не удивиться качеству релизов Всесоюзной студии грамзаписи.  Купить пластинки фирмы Мелодия ВСГ в приличном состоянии непросто. Звучание этого миньона в оригинальном издании даже рядом не стояло с треском и шипением многочисленных перепечаток, прежде всего, конечно, Ленинградского завода. И пластмасса на ВСГ отличная, и цветной конверт впечатляет полиграфией с фотографией и стилевой выдержанностью шрифтового оформления на обороте. Могли же!

Комментариев нет :